Мы за инклюзию! 21.11.2019

Вопреки скептическим прогнозам инклюзия активно развивается в России. В настоящее время почти в каждой школе, классе, группе детского сада обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

«УГ Москва», №45 от 5 ноября 2019 года

Мы за инклюзию!
Но кто поможет… педагогу?

Инклюзия стала новым вызовом для педагогов, так как обучение ребенка с ОВЗ требует особых способов, методов и подходов к подаче материала, в контроле, в организации общения детей. Это актуально при реализации любых программ, в том числе и программ дополнительного образования. Не секрет, что многие педагоги испытывают трудности, включая в образовательный процесс особого ребенка.

И первый вопрос, который возникает перед педагогом, - «Кто они, дети с ОВЗ?». В одном детском коллективе могут быть объединены дети с различными особенностями развития. Например, детские объединения ЦДТ «Строгино» в режиме инклюзии посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, ментальными нарушениями, нарушениями слуха и зрения, расстройствами аутистического спектра.

Когда педагог впервые сталкивается с таким ребенком, ему зачастую сложно быстро сориентироваться, как с ним разговаривать, как объяснить детям особенности его речи и поведения, как вести себя с родителями.

Кроме этого, важным моментом инклюзии является возможность раннего выявления нарушений и ранней помощи детям. Если педагог знает возрастные нормы развития детей и возможные варианты отклонений развития, то он сможет проконсультировать родителей, и ребенку будет оказана своевременная психолого-педагогическая помощь уже в раннем и дошкольном возрасте.

Второй, очень актуальный вопрос - «Как справиться с поведением ребенка?». Практически все дети с особенностями развития испытывают трудности адаптации в детском коллективе. Им сложно выслушать педагога, четко следовать инструкции, соблюдать последовательность действий, подчиняться правилам, не отвлекаться самим и не отвлекать остальных, соблюдать границы в общении.

Педагогу важно понимать, где проходит тонкая грань: что ребенок пока еще не может делать в силу своих особенностей, а что сейчас уже можно и нужно требовать при работе в группе детей.
Третий вопрос - «Чему учить ребенка?». Что делать педагогу, если ребенок не осваивает образовательную программу вместе со всеми? Имеет ли право педагог что-то адаптировать для ребенка? Как оценивать работу ребенка? Особенно ярко это видно на уроках русского языка. Например, в тексте ребенок заменил все буквы «д» на «б», не дописал хвостик у «у», пропустил гласные, не поставил точки и забыл про заглавную букву в начале слова. Отметка - «2». А если это из работы в работу - что будет с ребенком и его мотивацией к учебе? Учитель порой и не подозревает, что этот ребенок имеет серьезные проблемы, решить которые помогут логопед и нейропсихолог.

Четвертый вопрос - «Как учить ребенка?». Это очень интересный вопрос, так как педагоги уже поняли, кого и чему учат, как справляться с поведением. И вот теперь - очень творческая задача: как подать материал, закрепить навыки, сформировать умения и применить полученные знания в условиях новых учебных задач?

Как видно, все перечисленные вопросы стоят перед каждым педагогом и носят не только теоретический, но и практический характер. Поэтому педагогу важно иметь возможность обратиться за профессиональной поддержкой, задать конкретные вопросы. В ЦДТ «Строгино» для работы с детьми с ОВЗ объединились разные специалисты: логопеды, психологи, дефектологи, игровые педагоги, специалисты по движению. Накопленный опыт коррекции трудностей обучения детей и инклюзии детей в программы дополнительного образования позволил нам разработать годичный цикл семинаров-практикумов в помощь педагогам всех ступеней образования.

Со всех концов Москвы каждый месяц «слетались» неравнодушные педагоги, желающие окунуться в практику обучения детей с ОВЗ: воспитатели, учителя начальной и средней школы, логопеды, психологи, дефектологи, методисты.

Так появилось сообщество единомышленников - педагогов инклюзивного образования и возникло название семинара-практикума «Инклюзия: преемственность детского сада, школы и дополнительного образования». Какие же темы стали наиболее актуальными для участников?

Тема 1. Стресс и эмоциональное выгорание педагогов при работе с детьми с ОВЗ. В современной литературе стресс определяется как совокупность реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов. Эти факторы могут быть как физическими, так и психологическими. В результате нарушается саморегуляция организма. У каждого педагога стресс появляется по-разному. Наиболее часто это усталость уже в начале рабочего дня, нежелание идти на работу, раздражение, отсутствие уверенности в результативности, и самое главное - исчезает потребность в саморазвитии и повышении профессионального мастерства. В ситуации постоянного стресса может наступить профессиональное выгорание. На семинаре все вместе учились распознавать стрессовые факторы, понимать, что может вызывать стресс при работе с детьми с ОВЗ, определять уровень стрессоустойчивости, выявлять у себя риск эмоционального выгорания, применять основные приемы саморегуляции, повышать уверенность в себе, переключать внимание во время стрессовых ситуаций.

Тема 2. Как подготовить к школе ребенка с ОВЗ? Подготовка к школе - очень модная и обсуждаемая тема среди родителей и педагогов. Дети посещают кружки и студии, в которых учат читать и писать. Но для благополучного школьного обучения ребенка с ОВЗ этого недостаточно. На этапе дошкольного развития большое внимание необходимо уделять формированию произвольности, умения слушать учителя, самостоятельно выполнять последовательность действий.

Многие педагоги отмечают, что у большинства детей с особенностями развития наблюдается слабость функций программирования собственной деятельности и самоконтроля. Для таких детей характерны импульсивность, легкая отвлекаемость. Им сложно включиться в задание или переключиться с одного занятия на другое. Речь таких детей характеризуется краткостью, пропуском смысловых частей при пересказе, отсутствием связующих элементов в тексте и контролем собственного произношения. Участники семинара получили подробную схему работы над формированием навыков программирования и контроля с помощью различных упражнений, в том числе с использованием ортопедических ковриков. Ценность предложенной методики в том, что работать можно сразу с группой детей, а не только индивидуально. В этом участники убедились на собственном опыте, выполнив предложенные упражнения. Все упражнения были подобраны таким образом, что участники могли уже на следующий день применить их в своей работе.

Тема 3. Нарушения чтения у ребенка с ОВЗ: диагностика, профилактика и коррекция. Большинство детей с ОВЗ читают медленно и с ошибками. Многие дети пропускают слоги и целые слова, не дочитывают окончания слов. Они часто перескакивают со строчки на строчку, интонационно неправильно читают предложения, опускают целые абзацы. Это оказывает серьезное влияние на понимание ребенком смысла прочитанного. Как результат - им сложно прочитать и понять задание, а тем более выполнить его правильно.

Предложенные на семинаре упражнения может внедрить в свою практику любой педагог. И этим очень поможет детям! Все упражнения педагоги сначала выполнили сами, «пропустили через себя». Это очень полезно, потому что так наглядно проявляются трудности, с которыми сталкивается ребенок, выполняя то или иное задание.

Тема 4. Нарушения письма у ребенка с ОВЗ: диагностика, профилактика и коррекция. Страшное слово «дисграфия» уже знают многие родители. А что реально мы можем сделать для ребенка, который хочет правильно писать, но не может?

Для того чтобы понять глубину проблемы, участники проанализировали реальные детские работы - тексты, написанные детьми с нарушениями чтения. Ведь правильно звучит поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И это важно не только для специалистов, работающих со школьниками, но и для тех, кто готовит детей к школе. Видя ошибки, становится понятно, какие функции и навыки недостаточно развиты и как можно помочь ребенку. Поэтому участники с удовольствием сразу после семинара начали включать в свою работу задания и речевые игры на уровне звука, слога, слова, предложения и текста.

Тема 5. Сотрудничество с родителями детей, обучающихся в условиях инклюзии. Наиважнейший аспект в работе с детьми с ОВЗ - профессиональный контакт с родителями. Не секрет, что родители все разные - кто-то избегает общения с педагогами, кто-то ждет похвалы после каждого занятия. Для педагогов важно понять особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, их проблемы, тревоги и страхи. Ведь только понимая родителей, можно правильно подобрать рекомендации по развитию и обучению детей. Именно на это направлена практическая часть семинара. Она включала отработку полученных коммуникативных навыков в интерактивной форме: установление контакта с родителями, понятное изложение проблемы, совместный поиск путей помощи ребенку, уместное использование эмоций.
Педагоги смогли использовать в своей работе разнообразные стратегии. Это позволило организовывать взаимодействие с учетом психологической типологии и настроения мам, пап, бабушек и дедушек.

Многолетний опыт работы показывает, что педагогика объединяет творческих людей, готовых учиться и постоянно повышать свою квалификацию. Именно такие люди стали участниками семинаров! Поставленная цель - максимально раскрыть перед педагогами практический аспект инклюзии, расширить их репертуар методов, способов и приемов работы с детьми - достигнута! Безусловно, вопрос о развитии профессионализма педагогов инклюзивного образования продолжает стоять очень остро, и его сложно решить в рамках цикла семинаров. Поэтому мы не останавливаемся, ищем новые формы взаимодействия и открыты любым интересным идеям!

Людмила ФЕДОРОВА,
логопед-дефектолог Центра детского творчества «Строгино», кандидат психологических наук

«Мы за инклюзию!» «УГ Москва», №45 от 5 ноября 2019 года