Страницы истории Московской битвы. 2 декабря 1941 года 02.12.2020

Великая Отечественная война – это наша общая история и история каждой семьи. Продолжаем публиковать хронику Битвы под Москвой.

2 декабря 1941 года, вторник, 164-й день войны.

Погода: мороз 15-19 градусов по Цельсию, солнечно, ясно, гололед.

В сообщении Советского информбюро говорилось: «Наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На Западном фронте отбито несколько ожесточенных атак немецко-фашистских войск».

01:30 – Штаб Западного фронта направил командующему 1-й ударной армии директиву о переходе в наступление на Клинском направлении;

02:00 – Директива о наступлении на Солнечногорском направлении командующему 20-й армии, которая начала атаковать неприятеля в районе Красной Поляны.

В течение дня разведгруппа 332-й стрелковой дивизии вступила в бой с гитлеровцами в деревне Ожерелье и выбила из населенного пункта группу автоматчиков в составе 14 человек.

2-3 декабря взвод отдельной мотострелковой разведроты 4-й Московской стрелковой дивизии под командованием командира взвода В.И. Мухина удерживал деревню Маслово, не допуская продвижения противника на восток.

Впоследствии командующий 5-й армии Л.А. Говоров вспоминал о 1-3 декабря как о «черных днях»: «Мы понимали: каждый шаг нашего отступления приближает врага к Москве... Противник пытался осуществить план двойных клещей... Главное наступление противник предпринял на правом фланге, на Звенигородском направлении, на правом берегу Москвы-реки, на фронте в 40 километров. А на этом участке стояла одна наша дивизия, спешно сформированная. Этот период немецкого наступления был наиболее тяжелым для частей, прикрывавших Звенигородское направление... Мы не отдали врагу Звенигород. За него велись тяжелые бои...».

В этот день глава гитлеровского министерства пропаганды Геббельс обратился к немецкому народу по радио с воззванием: «Наши солдаты изнывают вдали от Германии среди безрадостных просторов. Жертвуйте патефоны и побольше грамофонных пластинок».

Советский писатель и журналист Илья Эренбург не смог пройти мимо этого факта и 7 декабря опубликовал в газете «Красная Звезда» фельетон «Русская музыка», где обращался к нашим бойцам с предложением «повеселить» оккупантов, соскучившихся среди «безрадостных просторов»: «Товарищи бойцы, немцы соскучились по музыке. Придется исполнить для них на орудиях, на минометах, на пулеметах траурный марш».