
Фото: предоставлено Анастасией Кубаревой
Современные гусляры не исполняют былины перед слушателями, зато играют джаз. Кто выбирает гусли в мегаполисе, рассказывает руководитель ансамбля гусляров Центра детского творчества «Строгино» Анастасия Кубарева.
В старину под аккомпанемент гуслей сказители рассказывали былины, а народ веселился на праздниках. Инструменты часто выдалбливали из полена, и звучали они тихо. В начале XX века музыканты Осип Смоленский и Николай Привалов модернизировали инструмент. Так появились академические или «звончатые» гусли.
Старинные образцы имели всего пять-девять струн, и их репертуар ограничивался простыми наигрышами. Если проводить аналогию с фортепиано, это похоже на игру только на белых клавишах. Академические гусли обладают полным набором полутонов — условно говоря, и белыми, и черными клавишами. Мы чаще всего играем на 17-струнных гуслях, что позволяет исполнять любую музыку: от народных плясовых до сложнейших классических опусов Моцарта или Баха.
Вторая особенность — конструкция и громкость. Академические гусли изготавливают из специальных пород дерева по точным чертежам, как делают скрипки или гитары. Это превращает корпус в мощный резонатор и звук получается яркий, громкий и звонкий, способный заполнить большой концертный зал.
Время появления гуслей на Руси летописи относят к X–XIII векам, хотя археологи находят и более древние образцы. Фото: Татьяна Островская
В унисон
Такие гусли — штучный, мастеровой инструмент, массового производства не существует. Найти гусли с действительно качественным звуком достаточно сложно. Главным критерием является его «полетность». При ударе струна должна свободно резонировать, наполняя звук яркими обертонами. Посредственные инструменты звучат, как «кастрюля». Даже в ансамбле можно различить звук инструментов, изготовленных разными мастерами. У меня в одной группе у всех участников были гусли от одного хорошего мастера, звук сливался в единый красивый, мощный поток. В другой группе, где инструменты были от разных изготовителей, целостности достичь не удалось — полетность диссонировала с глухим бренчанием. Качество инструмента зависит от множества нюансов: способа просушки дерева, точности срезов и выбора самой древесины. Чаще всего используют сосну, дуб или клен. Моя практика показывает, что именно клен обеспечивает наилучшую вибрацию и ту самую полетность. Очевидно, что у хороших мастеров есть и свои профессиональные секреты.

Дружба со всеми
Принято считать, что на гуслях исполняют только фольклорную музыку. Но современная культура определяется не набором конкретных звуков и инструментов, а состоянием «здесь и сейчас». Слушателю важны ритм, мелодия и эмоциональный отклик. Для него не имеет значения, извлекается звук из синтезатора или жалейки. У музыки и инструментов, в отличие от техники, нет «срока годности», поэтому называть их устаревшими некорректно — мы ведь продолжаем слушать Баха спустя 300 лет. Все зависит лишь от умения музыканта вплести звучание в современный контекст. В этом плане гусли очень пластичны. Сегодня их активно задействуют в симфонических оркестрах, мастер может органично вписать их в джазовые стандарты, а на фестивале «Москва 2030» мы играли на гуслях даже в дуэте с диджеем.

Как украсть аккордеониста
Меня часто спрашивают, требует ли игра на гуслях особых природных данных или специфического строения рук. Я убеждена, что освоить инструмент может каждый: музыкальный слух и мелкая моторика успешно развиваются в процессе обучения. Я, например, была аккордеонисткой и с этим инструментом планировала поступать в музыкальный колледж. Во время предварительного прослушивания профессор кафедры народных инструментов Любовь Яковлевна Жук отметила: с таким потенциалом вполне можно успешно освоить гусли. Побывав на репетиции и услышав, как студентки-гуслярши исполняют «Времена года» Вивальди, я влюбилась в этот инструмент. Целый месяц я ежедневно занималась с репетитором по несколько часов. Подготовила три произведения и успешно поступила. Об этом резком повороте я ни разу не пожалела — такое чувство, что гусли меня ждали.
Инструмент настраивают с помощью хроматического тюнера и ключа. Каждую струну — отдельно. Фото: Татьяна Островская
Бальзам на душу
Сейчас я сосредоточилась на преподавании. Вижу в этом важную миссию по сохранению преемственности традиций. Мой путь начался всего с 16 учеников, найденных в обычных школах, а сегодня их в коллективе уже более ста. Мы с учениками часто выступаем, и я вижу, как гусельный перезвон действует на слушателей. Звучание инструмента буквально завораживает зал. Такой отклик мотивирует меня и дальше популяризировать, пожалуй, самый народный из всех инструментов. Не зря в народной традиции гусли считались инструментом, способным исцелить душу.