Публичный доклад «Итоги мониторинга качества образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2018-2019 учебном году»

Скачать Публичный доклад руководителя «Итоги мониторинга качества образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2018-2019 учебном году»

Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества «Строгино»

Публичный доклад

«Итоги мониторинга качества образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
в 2018-2019 учебном году»

Общие сведения

В 2018-2019 учебном году процедура проведения мониторинга качества образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в целях оптимизации ресурсозатрат была преобразована.
Организация заполнения обучающимися бланков мониторинга и анкетирования их родителей была делегирована педагогам Центра. Преимущества сбора информации для мониторинга самими педагогами – это самостоятельное принятие решения о времени и порядке проведения, отсутствие посторонних лиц на занятиях (в целях снижения тревоги обучающихся и их родителей).
Заполнение бланков обучающимися и анкетирование родителей в этом году проводилось анонимно, без указания фамилии и имени обучающегося и родителя. Заполнение бланков осуществлялось только с детьми, умеющими читать, с 7-8-летнего возраста, как в бюджетных, так и во внебюджетных группах. Дети, не умеющие читать, дети дошкольного возраста, дети, занимающиеся индивидуально, дети с ОВЗ, а также их родители в мониторинге не участвовали. Бланки мониторинга, а также анкеты для родителей были модифицированы с целью облегчения процедуры проведения тестирования и анкетирования педагогами.
В ходе психологического мониторинга образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2018-2019 учебном году проводилось исследование следующих психолого-педагогических параметров:

  • психоэмоционального состояния воспитанников;
  • функционального состояния воспитанников;
  • мотивационной сферы воспитанников;
  • особенностей межличностного взаимодействия в коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»;
  • самооценки успешности воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на занятиях;
  • творческих способностей воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».

В тестировании в рамках мониторинга качества образования в коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2018-2019 учебном году приняло участие 790 воспитанников Центра. Из них было обследовано 331 воспитанника младшего школьного возраста (7-9 лет) и 459 воспитанников среднего и старшего школьного (подросткового) возраста (10-17 лет) из 25 коллективов Центра.
Количество воспитанников, принявших участие в тестировании, по коллективам представлено в таблице №1.
Таблица №1
Количество воспитанников, принявших участие в тестировании, по коллективам


Педагог дополнительного образования,
название коллектива

Количество детей, принявших участие в тестировании

1

«Основы театрального искусства»

9

2

«Студия «Вектор», «Коммуникативный дизайн и брендинг»

16

3

ЮМК «Алые паруса»

45

4

Изостудия «Золотая палитра»

63

5

Ансамбль гусляров «Веселый перезвон»

26

6

Фотостудия «Алмазный глаз»

22

7

«Обучение игре на шестиструнной гитаре»

40

8

Английский язык «Мир английского» и Английский язык «Путешествие в английский»

24

9

Студия керамики «Форма»

16

10

Студия «Вектор», «Мастерская идей»

25

11

Историко-литературный клуб «Путешествие во времени и пространстве»

5

12

Хореографический коллектив «Лучинушка»

39

13

Театральная студия «Зазеркалье»

32

14

Студия фитодизайна «Нимфея»

29

15

Студия танца «Креатив»

54

16

«Хип-хоп»

62

17

Творческий коллектив «Сделай сам»

19

18

Студия изобразительного искусства «Колибри»

69

19

Шахматы для школьников

62

20

«Оздоровительная физкультура» и «Спортивные игры»

23

21

Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников

15

22

Скрипка

6

23

«Курс английского языка для школьников»

28

24

«Мастерство публичных выступлений»

19

25

Творческий коллектив «Жар-птица»

42

Средний возраст обучающихся, принявших участие в тестировании, по коллективам представлен в Диаграмме №1.

Диаграмма №1
Средний возраст обучающихся, принявших участие в тестировании
(по коллективам ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»)

В ходе исследования воспитанникам двух возрастных групп, посещающим групповые занятия, были предложены различные бланки тестирования, учитывающие возрастные особенности детей.
Родителям воспитанников также было предложено поучаствовать в мониторинге качества образования, заполнив анкету. Всего было сдано 313 родительских анкет.
По каждому психолого-педагогическому параметру, вошедшему в мониторинг, в отчете представлены сводные диаграммы, отражающие выраженность параметра по Центру в целом (в процентном соотношении), диаграммы, отражающие степень выраженности параметра по творческим коллективам Центра (сравнение средних значений или процентное соотношение), а также диаграммы, в которых сопоставлены результаты мониторинга за 2017-2018 и 2018-2019 учебные года.

Исследование психоэмоционального состояния воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»

В целях оценки психоэмоционального состояния воспитанников Центра было проведено психологическое исследование самооценки настроения детей на занятиях и ряда других эмоционально-личностных параметров.
Согласно результатам исследования, подавляющее большинство воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (89%) идет на занятия в Центр творчества с хорошим настроением. Количество детей, отметивших, что у них очень плохое или плохое настроение, менее 1,5 % (см. Диаграмму №2).

Диаграмма №2
Самооценка настроения обучающихся на занятиях в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении)

Сопоставление данных о самооценке настроения обучающимися Центра, полученных в результате тестирования в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, свидетельствует об устойчивости указанной тенденции (см. Диаграмму №3).

Диаграмма №3
Самооценка настроения обучающихся на занятиях в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении)

При общем преобладании у воспитанников Центра положительного фона настроения были обнаружены различия в эмоциональном состоянии детей в различных коллективах (см. Диаграмму №4, средний показатель обозначен в диаграмме красным цветом). Так, в творческих коллективах «Жар-птица», «Сделай сам», Хореографический коллектив «Лучинушка» средние показатели настроения самые высокие. При этом в детских объединениях «Основы театрального искусства», Павловой Н.В. (Студия дизайна «Вектор») были обнаружены самые низкие показатели настроения.

Диаграмма №4
Самооценка настроения обучающихся на занятиях в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (сравнение средних показателей по коллективам)

Если в прошлом 2017-2018 учебном году показатели настроения выше среднего по Центру имели преимущественно детские объединения художественной направленности, а ниже среднего – коллективы, изучающие английский язык и шахматы, то в текущем 2018-2019 учебном году взаимосвязи между показателями настроения обучающихся и выполняемых ими видами деятельности не выявлено. Хорошее и плохое настроение одинаково часто встречалось в коллективах разной образовательной направленности, реализующих как изодеятельность и художественное творчество, так и изучение английского языка и шахмат.
При этом корреляционный анализ результатов мониторинга обнаружил взаимосвязь настроения обучающихся на занятиях, степени их утомления (умеренная связь), интереса к занятиям (заметная связь), оценки детьми степени сплоченности учебной группы (слабая связь), а также самооценки степени успешности на занятиях (слабая связь). Согласно полученным данным, обучающиеся, оценивающие свое настроение на занятиях как хорошее, реже бывают утомлены, в большей мере интересуются занятиями, выше оценивают свои результаты на занятиях, нежели воспитанники с низкими самооценками настроения. Обучающиеся же, считающие свою учебную группу дружной, чаще имеют хорошее настроение на занятиях.
Указанные зависимости, отражающие взаимосвязь эмоциональных, психофизиологических, мотивационных и коммуникативных факторов, необходимо учитывать при организации образовательного процесса, построении его структуры, выборе педагогических технологий и форм реализации образовательных задач.

Исследование функционального состояния воспитанников на занятиях в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
Исследование функционального состояния воспитанников на занятиях в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» проводилось на основе самооценки воспитанников степени утомления на занятиях.
Согласно результатам самооценки функционального состояния воспитанниками (см. Диаграмму №5), большинство детей чувствует себя на занятиях в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» бодрыми (69%). 24% обучающихся отметили у себя среднюю степень утомления и 7% обучающихся обнаружили у себя выраженную и значительно выраженную степень утомления.

Диаграмма №5
Самооценка степени утомления обучающихся на занятиях в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении)

Сопоставление результатов самооценки степени утомления обучающихся Центра, полученных в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, свидетельствует о небольшом снижении количества обучающихся, обнаруживающих у себя высокую (с 6,1% до 5,4%) и очень высокую степень (с 6,3% до 2,3%) утомления, а также совсем не обнаруживающих у себя признаков утомления (39,2% до 36,9%), при увеличении количества обучающихся, отмечающих у себя средний уровень утомления (с 17,3% до 23,8%) (см. Диаграмму №6).

Диаграмма №6
Самооценка степени утомления обучающихся на занятиях в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении)

При этом наибольшую степень утомления отмечают у себя обучающиеся в коллективах Павловой Н.В. (Студия дизайна «Вектор»), Туркина И.В. (Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников) и Микертумянц О.Ф. (Студия керамики «Форма») (см. Диаграмму №7).
Наиболее бодрыми на занятиях себя чувствуют воспитанники коллективов Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон»), Романовой М.А. (Хореографический коллектив «Лучинушка»), Даниловой Н.П. (Студия «Вектор», «Коммуникативный дизайн и брендинг»).

Диаграмма №7
Самооценка степени утомления обучающихся на занятиях в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (сравнение средних показателей по коллективам)

Здесь необходимо обратить внимание на устойчивость результатов проведенного корреляционного анализа данных, полученных в ходе мониторинга в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах. Согласно этим результатам, отмечаемая детьми степень утомления на занятиях связана (слабая корреляционная связь) с возрастом воспитанников: чем младше дети, тем реже они замечают у себя утомление, тем сложнее им отследить ухудшение своего функционального состояния. Следовательно, при организации образовательного процесса с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать недостаточность саморегуляции работоспособности детей, своевременно обеспечивая профилактику переутомления обучающихся.
Дети, которые, по собственному ощущению, на занятиях сильно утомляются, заслуживают особого внимания родительско-педагогического сообщества, поскольку утомление детей на занятиях, по данным корреляционного анализа в 2017-2018, а также в 2018-2019 учебных годах, связано с такими параметрами самоанализа детей, как настроение, интерес к занятиям, самооценка успешности на занятиях, степени сплочённости учебной группы. Так, ребенок, ощущающий себя утомленным, склонен к снижению настроения, потере интереса к занятию, а также менее удовлетворен своей успешностью на занятии и взаимоотношениями с одногруппниками.
Таким образом, при организации образовательного процесса важно учитывать, что утомление обучающихся на занятиях приводит к ухудшению социально-психологического климата в коллективе детей, возникновению межличностных конфликтов, снижению учебной мотивации, познавательных интересов, уровня притязаний и самооценки, ухудшает соматическое и психологическое здоровье детей. При этом, фактор утомления может быть связан как с физическим состоянием ребенка (текущее или перенесенное заболевание, астеническая конституция, высокая нагрузка, несбалансированный режим труда и отдыха и пр.), так и таким параметрами организации образовательной деятельности, как интенсивность/напряженность учебной работы, наличие/отсутсвие динамических пауз на занятиях, комфортность социально-психологического климата в коллективе, необходимый уровень учебной мотивации и другими.

Эмоционально-мотивационные особенности обучающихся в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»

В ходе более глубокого проективного исследования психоэмоционального состояния воспитанников, проведенного в рамках мониторинга качества образования, были выявлены группы обучающихся с различными эмоционально-мотивационными особенностями (см. Диаграмму №8).

Диаграмма №8
Эмоционально-мотивационные особенности обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении от общего числа ответов)

Согласно диаграмме, большинство обучающихся (около 85%) не имеют эмоционально-мотивационных трудностей, затрудняющих адаптацию и препятствующих успешной учебной деятельности. Также были выявлены категории обучающихся с различными эмоционально-мотивационными трудностями. Так, у 7% обучающихся были обнаружены коммуникативная отстраненность, отстраненность от учебного процесса, замкнутость, тревожность, уход в себя. У 2% обследованных обучающихся обнаружилось кризисное состояние. Для 4% обучающихся характерны астеничность, утомляемость, общая слабость, застенчивость. 3% обучающихся имеют неадекватную для образовательного процесса мотивацию – мотивацию развлечения.

Сопоставление результатов исследования эмоционально-мотивационных особенности обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», проведенного в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, свидетельствует о схожести изучаемых характеристик в рассматриваемые периоды, за исключением ряда параметров (см. Диаграмму №9). Так, в 2018-2019 учебном году увеличилось количество обучающихся, для которых характерно комфортное состояние, нормальная адаптация к коллективу сверстников (с 26,5% до 35,7%); снизилось число обучающихся с завышенными социальными притязаниями (с 20,8% до 12,7%), а также ориентированных на общение со сверстниками (с 18,3% до 12,8%).

Диаграмма №9
Эмоционально-мотивационные особенности обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», выявленные в ходе мониторинга качества образования в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении от общего числа ответов)

Количество обучающихся с указанными выше эмоционально-мотивационными особенностями в процентном соотношении по коллективам ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» представлено в диаграмме №10.

Диаграмма №10
Представленность обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», для которых характерны эмоционально-мотивационные трудности, по коллективам (в процентном соотношении)

Обучающиеся с астеничностью, утомляемостью, общей слабостью, застенчивостью чаще встречаются в коллективах Павловой Н.В. (Студия «Вектор», «Мастерская идей») – 20% и Туркина И.В. (Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников) – 13,3%.
Воспитанников, для которых характерна отстраненность от учебного процесса, уход в себя, больше всего в коллективах Перфиловой Т.В. (Историко-литературный клуб «Путешествие во времени и пространстве») – 20% и Матушевской Л.Ю. (Английский язык «Мир английского» и Английский язык «Путешествие в английский») – 12,5%.
Обучающиеся, для которых характерны названные выше эмоционально-мотивационные трудности, требуют особого внимания педагогов на занятиях, более углубленной психологической диагностики, а также принятия психолого-педагогических мер по нормализации эмоционального состояния.

Оценка успешности социально-психологической адаптации обучающихся к условиям коллективных занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино». Оценка успешности социально-психологической адаптации к условиям коллективной учебной деятельности обучающихся показала, что в среднем в коллективах у 34% воспитанников наблюдается оптимальный уровень адаптации к условиям коллективной учебной деятельности, а у 17% обучающихся - признаки социально-психологической дезадаптации, требующие дополнительного обследования с целью выявления причин дезадаптации и принятия мер по их устранению (см. Диаграмму №11).
Результаты сопоставления данных, полученных в ходе мониторинга качества образования в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах, указывают на сходство социально-психологических характеристик обследованных творческих коллективов в рассматриваемые периоды времени (см. Диаграмму №12).

Диаграмма №11
Социально-психологическая адаптация обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении от общего числа обследованных обучающихся)

Диаграмма №12
Социально-психологическая адаптация обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении от общего числа обследованных обучающихся)

Диаграмма №13
Обучающиеся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» с признаками дезадаптации
(в процентном соотношении по коллективам)

Успешно социально адаптированные обучающиеся преобладают в творческих коллективах Даниловой Н.П. (Студия «Вектор», «Коммуникативный дизайн и брендинг») - 86%, Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон») – 54%, Кучерука Д.Г. (Фотостудия «Алмазный глаз») – 50% (см. Диаграмму №14).

Диаграмма №14
Обучающиеся с успешной социально-психологической адаптацией к условиям коллективной образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по коллективам)

Исследование мотивационной сферы воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»

В целях психологического исследования мотивационной сферы воспитанников Центра всем детям было предложено ответить на следующие вопросы: «Интересно ли тебе на занятиях?», «Почему ты ходишь на занятия в этот коллектив?» (обучающимся 7-9 лет) и «Чем определен твой выбор занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»?» (обучающимся 10-17 лет).

Степень интересности занятий для обучающихся в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино». Согласно исследованию самооценки интереса воспитанников к занятиям в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», наиболее частые ответы детей на вопрос об интересности занятий – «Очень интересно» (64% все обследованных обучающихся) и «Интересно» (28%) (см. Диаграмму №15). «Средне» интересно на занятиях 7% обучающихся, а «Не интересно» - 1%.

Диаграмма №15
Степень интересности занятий для обучающихся в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении)

Сопоставление результатов самооценки обучающимися степени интересности занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах в целом свидетельствует о схожести изучаемых параметров в рассматриваемые периоды (см. Диаграмму №16). В 2018-2019 учебном году увеличилось количество обучающихся, которым «интересно» (с 17,5% до 28%) и «средне интересно» (с 5% до 7%) на занятиях, при одновременном снижении количества обучающихся, ответивших, что на занятиях им «очень интересно» (с 78% до 64%) .

Диаграмма №16
Степень интересности занятий для обучающихся в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении)

При этом наибольший интерес к занятиям был обнаружен у детей, занимающихся в коллективах Царицыной С.С. («Курс английского языка для школьников»), Щегольсковой Л.П. (Творческий коллектив «Жар-птица»), Федульевой И.А. («Скрипка») и Стрельца Е.А. (Шахматы для школьников).
Самые низкие средние оценки интересности занятий были получены в коллективах Журавца А.В., Иванова А.А., Биюшкина В.А. (ЮМК «Алые паруса»), Береговенко А.В. («Основы театрального искусства»), Павловой Н.В. (Студия «Вектор», «Мастерская идей») (см. Диаграмму №17, средний по Центру показатель обозначен красным цветом).

Диаграмма №17
Степень интересности занятий для обучающихся в детских объединениях ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (сравнение средних показателей по коллективам)

По результатам корреляционного анализа полученных данных, как и в прошлом 2017-2018 учебном году, обнаружена взаимосвязь интереса к занятиям с настроением на занятиях (заметная связь), степенью утомления на занятии (умеренная связь), удовлетворенностью взаимоотношениями в детском коллективе (слабая связь), и оценкой собственной успешности на занятиях (слабая связь). То есть обучающиеся, отвечающие, что им на занятиях интересно, как правило, имеют хорошее настроение, они не утомлены, довольны взаимоотношениями со сверстниками и своей успешностью на занятиях. И, наоборот, в коллективах, в которых у воспитанников ниже, чем в среднем по коллективам, настроение и выше, чем в среднем, показатели утомления, дети реже отвечают, что на занятиях им интересно, ниже оценивают сплоченность учебной группы и свою результативность. Таким образом, очевидна связь таких психологических факторов, как эмоциональная составляющая занятия (настроение, уровень самооценка успешности), функциональное состояние, включенность/вовлеченность в образовательный процесс воспитанников (интерес), взаимоотношения в детском коллективе, что необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Мотивация обучающихся при выборе занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино». Исследование характера мотивации обучающихся при выборе занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» показало, что 25% детей выбирают и занимаются определенным видом деятельности, потому что эта деятельность им нравится, у них это получается, и столько же обучающихся хотят приобрести определенные знания, умения и навыки, 19% обучающихся симпатизируют педагогу, ведущему занятия (см. Диаграмму №18). 8% обучающихся посещают занятия благодаря друзьям, предпочитая заниматься с ними каким-то общим делом, общаться; 8% - предпочитают занятия в коллективе домашнему времяпрепровождению; 9% обучающихся признают, что выбор занятий обусловлен советом родителей, которые полагают, что именно данный вид деятельности подходит их ребенку. 7% хотели бы связать с предпочитаемым видом деятельности свою будущую карьеру.

Диаграмма №18
Ответы обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос «Почему ты ходишь на занятия в этот коллектив?» и «Чем определен твой выбор занятий?» (в процентном соотношении)

Сравнение мотивации выбора обучающимися занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах в целом свидетельствует о незначительном ее изменении в рассматриваемые периоды (см. Диаграмму 19). Так, если в 2017-2018 учебном году обучающимся при выборе занятий чаще всего была важна возможность приобрести необходимые умения и навыки в выбираемой деятельности (31% ответов в 2017-2018 учебном году против 24% в 2018-2019 учебном году), то в 2018-2019 учебном году лидирующие позиции при выборе занятий занимает привлекательность выбираемого вида деятельности для детей, успешность в нем (25% ответов в 2017-2018 учебном году против 22,5% в 2018-2019 учебном году). Также в текущем учебном году немного снизилась важность таких факторов выбора занятий, как влияние друзей (с 15% до 8%) и мнение родителей (с 13% до 9%)

Диаграмма №19
Ответы обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос «Почему ты ходишь на занятия в этот коллектив?» и «Чем определен твой выбор занятий?» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении)

Мотивация, лежащая в основе выбора занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», у обучающихся младшего и старшего школьного возраста немного различается. Различия в процентном соотношении представлены в диаграмме №20. Так, младшие школьники чаще, чем старшие, выбирают занятия «за компанию» с друзьями (13% ответов младших школьников против 8% ответов старших школьников) или руководствуясь мнением родителей (13% против 9%). При этом для старших школьников важнее, чем для младших, получение удовлетворения непосредственно от деятельности предпочитаемой образовательной направленности, а также от достижения результатов в ней (26,6% против 16%). Указанные возрастные особенности структуры мотивации обучающихся на занятиях необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Диаграмма №20
Особенности мотивации обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» младшего и старшего школьного возраста (в процентном соотношении)

Различия в мотивации обучающихся в творческих коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» представлены в диаграмме 21.

Диаграмма №21
Мотивация обучающихся в различных творческих коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении)

Оценка адекватности мотивации обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на занятиях. Оценка адекватности мотивации на занятиях в Центре показала, что в коллективах у 31% воспитанников наблюдается сформированная учебная мотивация (см. Диаграмму №22-23). Для 29% обучающихся характерна установка на высокий результат, «стремление быть самым-самым».
При этом неадекватную мотивацию на занятиях имеет 22% всех обучащихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино». Структура неадекватной мотивации к занятиям представлена отстутвием интереса детей к занятиям (9%), игровой мотивацией (6%) и мотивацией на развлечения (7%).

Диаграмма №22
Установки обучающихся на занятиях в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении от общего числа ответов обучающихся)

Диаграмма №23
Установки обучающихся на занятиях в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении от общего числа ответов обучающихся)

Сопоставление данных об установках обучающихся в в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах свидетельствует о снижении количества обучающихся с выраженной учебной мотивацией (от 44% в 2017-2018 учебном году до 31% в 2018-2019 учебном году), ориентацией на общение обучающихся (с 30,5% до 20%) и игровой мотивацией (с 16% до 6%). Одновременно с этим наблюдается рост количества обучающихся с отсутствием интереса к обучению (с 4,5% до 9%), а также установкой на развлечения (с 2% до 7%).
Данные о процентном соотношении выраженности указанных мотивационных компонентов в коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» приведены в диаграммах №24-26.

Диаграмма №24
Сформированность учебной мотивации обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по коллективам)

Согласно данным в диаграмме №24, больше 50% обучающихся с выраженной учебной мотивацией - в коллективах Перфиловой Т.В. (Историко-литературный клуб «Путешествие во времени и пространстве»), Царицыной С.С. («Курс английского языка для школьников»), Романовой М.А. (Хореографический коллектив «Лучинушка»), Самотаевой Л.В. (Студия фитодизайна «Нимфея»), Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон») и Стрельца Е.А. (Шахматы для школьников).

Диаграмма №25
Представленность игровой мотивации у обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по коллективам)

Согласно данным в диаграмме №25, игровая мотивация чаще всего руководит обучающимися на занятиях Савельевой Э.Ю. (Театральная студия «Зазеркалье»), Федульевой И.А. (Скрипка), Журавца А.В. (ЮМК «Алые паруса»), Романовой М.А. (Хореографический коллектив «Лучинушка»).

Диаграмма №26
Отсутствие интереса к обучению у обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по коллективам)

Диаграмма №27
Установка на развлечения у обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по коллективам)

Согласно данным в диаграмме №27, установка на развлечения как ведущий компонент в структуре мотивации обучения характерна преимущественно для обучающихся в Туркина И.В. (Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников), Журавца А.В., Иванова А.А., Биюшкина В.А. (ЮМК «Алые паруса»), Стрельца Е.А. (Шахматы для школьников). Обучающиеся, для которых характерна искаженная структура мотивации обучения, требуют особого внимания педагогов на занятиях.
Согласно результатам исследования, в среднем у 20% воспитанников в коллективах ведущей мотивацией на занятиях стала ориентация на общения со сверстниками. Количество обучающихся с выраженной мотивацией общения со сверстниками в процентном соотношении от общего числа детей по коллективам представлено в Диаграмме №28.

Диаграмма №28

Представленность ориентации на общение у обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении по коллективам)

Как видно из диаграммы №28, мотивация общения преобладает преимущественно в коллективах Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон»), Кучерука Д.Г. (Фотостудия «Алмазный глаз»), Самотаевой Л.В. (Студия фитодизайна «Нимфея»), Свяцкой Е.А. (Студия танца «Креатив»).
Дальнейшее исследование мотивации воспитанников показало, что в коллективах Центра 28% воспитанников ориентированы на высокий результат, для них характерна высокая мотивация достижения, социальная мотивация «быть самым-самым». Наибольший процент таких детей обнаружен в творческих коллективах Татарчук Н.В. («Оздоровительная физкультура» и «Спортивные игры») и Перфиловой Т.В. (Историко-литературный клуб «Путешествие во времени и пространстве») (см. Диаграмму №29).
Данные качества, несмотря на наличие преимуществ, нередко могут сочетаться с «перфекционизмом» (убеждением, что несовершенный результат работы неприемлем), который, в свою очередь, может приводить к зависимости от похвалы, ухудшению и нестабильности самооценки ребенка, невротизации. Эти обстоятельства должны быть учтены в работе педагогов указанных коллективов.

Диаграмма №29
Представленность установки на высокий результат у обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении по коллективам)

Исследование особенностей межличностного взаимодействия в коллективах
ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»

В ходе исследования межличностного взаимодействия в коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» была произведена оценка обучающимися особенностей взаимодействия в детском коллективе. Для этого, в частности, дети отвечали на вопрос «Насколько дружная твоя группа?». Распределение ответов обучающихся представлено в Диаграмме №30.
Из диаграммы видно, что большинство детей (59%) не замечают трудностей общения с другими детьми в коллективе, считая свою учебную группу очень дружной. При этом 32% воспитанников, считая свою учебную группу дружной, отмечают, что в коллективе есть дети, с которыми им тяжело общаться. И только 9% воспитанников отмечают наличие явных проблем в отношениях между детьми в коллективе.
Сопоставление данных об оценке обучающимися Центра особенностей взаимодействия в детском коллективе, полученных в результате тестирования в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, свидетельствует об устойчивости указанной тенденции (см. Диаграмму №31).

Диаграмма №30
Распределение ответов обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос «Насколько дружная твоя группа?» (в процентном соотношении)

Диаграмма №31
Ответы обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос «Насколько дружная твоя группа?» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении)

Указанные 9% воспитанников, ответивших на вопрос «Насколько дружная твоя группа?», что их учебная группа «не особенно дружная, разбитая на отдельные компании», в процентном соотношении по коллективам ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» приведены в Диаграмме 32.

Диаграмма №32
Обучающиеся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», считающие, что их учебная группа
«не особенно дружная, разбитая на отдельные компании» (в процентном соотношении по коллективам)

Из диаграммы видно, что не удовлетворены степенью сплоченности детских коллективов обучающихся в творческих коллективах Туркина И.В. (Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников) – 33%, Ляшкевич С.Я. «Обучение игре на шестиструнной гитаре») – 27% и Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон») – 23%.
Также в ходе исследования межличностного взаимодействия в коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» воспитанники давали качественную оценку своим товарищам в учебной группе, отвечая на вопрос «Какие ребята есть в твоей группе?». Распределение ответов обучающихся, полученных в ходе мониторинга качества образования в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, в представлено в Диаграмме №33.

Диаграмма №33
Распределение ответов обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос «Насколько дружная твоя группа?» в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах (в процентном соотношении)

Из диаграммы видно, что, как и в прошлом учебном году, в 2018-2019 учебном году подавляющее большинство обучающихся считает одногруппников «хорошими» и «дружелюбными» (59% от всех ответов), что 36% полагают, что их коллектив состоит из интересных ребят. У 40% обучающихся обучающихся в коллективе есть друзья.
При сходстве общей тенденции отношения обучающихся к своим одногруппникам в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, в соотношении ответов имеются различия. Так, в 2018-2019 учебном году обучающиеся реже, чем в предыдущий период, считают своих одногруппников «интересными» (36% против 56%), «хорошими» и «дружелюбными» (59% против 68%).
Негативные оценки детям в коллективе в 2018-2019 учебном году, как и в предыдущий период, дало небольшое количество обучающихся: 4% обучающихся считают одногруппников «скучными», 2% признаются, что «терпеть их не могут», 2% - что их «дразнят и обижают» в учебной группе.
Негативные оценки степени сплоченности в учебных группах, а также характеристики одногруппников могут быть рассмотрены двояко. Если одному и тому же ребенку некомфортно в нескольких коллективах Центра, которые он посещает, это указывает, в первую очередь, на психологические трудности самого ребенка (особенности эмоционального и личностного развития, несформированность коммуникативных навыков и пр.). Однако если несколько воспитанников отмечают недостаток сплоченности определенного детского коллектива или жалуются на одногруппников, это характеризует, в первую очередь, социально-психологический климат в этом коллективе.
Коллективы, в которых наибольшее количество обучающихся, неудовлетворенных взаимоотношениями с товарищами, представлены в диаграмме №34.

Диаграмма №34
Обучающиеся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», неудовлетворенные взаимоотношениями с товарищами в творческих коллективах (в процентном соотношении по коллективам)

Из диаграммы видно, что больше всего обучающихся, неудовлетворенных взаимоотношениями с одногруппниками, обнаружено в коллективах Романовой М.А. (Хореографический коллектив «Лучинушка») (13%), Свяцкой Е.А. (Студия танца «Креатив») (12,5%), Журавца А.В., Иванова А.А., Биюшкина В.А. (ЮМК «Алые паруса») (12,7%) и Береговенко А.В. («Основы театрального искусства») (12,5%).
Необходимо отметить, что в процессе обработки данных мониторинга была обнаружена корреляционная зависимость таких параметров, как оценка степени сплоченности учебной группы и самооценки настроения, степени интересности занятий и утомления. Таким образом, обучающийся, не удовлетворенный взаимоотношениями в коллективе, не удовлетворен занятиями в целом, имеет сниженное настроение и быстрее утомляется. Взаимосвязь этих параметров необходимо учитывать при планировании и организации образовательного процесса в творческих коллективах.

Исследование самооценки успешности воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на занятиях

В целях исследования самооценки успешности воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на занятиях детям задавался вопрос «Насколько ты успешен на занятиях?». Большинство обучающихся в Центре на указанный вопрос отвечают, что у них «многое получается, но не все» (52%). 26% обучающихся считают, что у них «что-то получается, а что-то нет», 20% воспитанников полагают, что у них «все получается очень легко» и 2% обучающихся низко оценивают свои достижения на занятиях, считая, что у них либо «мало что получается» (1%), либо «вообще ничего не получается» (1%) (см. Диаграмму №35).

Диаграмма №35
Распределение ответов обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос
«Насколько ты успешен на занятиях?» (в процентном соотношении)

Сопоставление результатов самооценки обучающимися своей успешности на занятиях в коллективах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», полученных в ходе тестирования в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, в целом указывает на повышение самооценки успешности обучающихся в текущем периоде. Так, при увеличении количества ответов «Многое получается, но не все» (52% в текущем учебном году против 44% в прошлом) снизилось число ответов «Что-то получается, что-то нет» (27% против 33%) и «Мало что получается» (1% против 3%) (см. Диаграмму №36).

Диаграмма №36
Распределение ответов обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос
«Насколько ты успешен на занятиях?» в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах
(в процентном соотношении)

Усредненные ответы воспитанников по коллективам представлены в Диаграмме №37, где красным цветом выделено среднее значение по Центру.

Диаграмма №37
Ответы обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на вопрос
«Насколько ты успешен на занятиях?» (средние значения по коллективам)

Низкие средние оценки собственной успешности преобладают в коллективах Федульевой И.А. (Скрипка), Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон»), Даниловой Н.П. (Студия «Вектор», «Коммуникативный дизайн и брендинг»). Воспитанники в этих коллективах чаще отвечали, на вопрос об успешности на занятиях, что у них «Что-то получается, а что-то нет».
Возможно, эти обучающиеся еще не адаптировались к условиям обучения или имеют индивидуально-психологические особенности, влияющие на их восприятие собственной деятельности (неадекватную самооценку и уровень притязаний, эмоциональные и коммуникативные трудности). Однако, есть вероятность, что учебный материал дается на высоком уровне сложности или педагог имеет завышенные требования и ожидания от обучающихся, не оказывает адекватной эмоциональной поддержки обучающихся.
В любом случае, дети, низко оценивающие свои достижения на занятиях, нуждаются в особом внимании педагогов. Согласно корреляционному анализу полученных в ходе мониторинга данных, самооценка успешности обучающихся связана с настроением обучающихся на занятии (слабая связь), степенью их утомления (слабая связь) и интереса к занятиям (слабая связь) и в некоторой степени с удовлетворенностью взаимоотношениями в детском коллективе. Таким образом, обучающийся в плохом настроении, утомленный и не интересующийся происходящим на занятии, не довольный взаимоотношениями с одногруппниками, склонен низко оценивать свои достижения, и, наоборот, неудовлетворенный результатами своей работы, обучающийся будет ниже оценивать свое настроение, чувствовать себя более утомленным и потеряет интерес к занятию. Указанную взаимосвязь необходимо учитывать при организации и анализе образовательного процесса в творческих коллективах.

Исследование творческих способностей воспитанников ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»

Для оценки творческих способностей воспитанников использовались показатели теста творческих способностей Торренса: оригинальности предлагаемых детьми образов воображения, сложности исполнения и гибкости/отсутствия инертности (т.е. способности к продукции разнообразных, отличающихся друг от друга образов).
Необходимо отметить, что в прошлом 2017-2018 учебном году были поручены очень низкие оценки по тесту творческих способностей, которые были списаны на отсутствие интереса к выполнению предложенных заданий в связи с тем, что в ходе предыдущих исследований использовались те же субтесты. В связи с этим для получения достоверных данных об уровне развития творческих способностей обучающихся предлагаемый диагностический материал в 2018-2019 учебном году был пересмотрен. Степень выраженности творческих способностей воспитанников детских коллективов ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» по комплексным показателям теста представлены в Диаграмме № 38.
Согласно данным в диаграмме, высокий уровень развития творческих способностей проведенный тест выявил у 35% обучающихся Центра, 38% продемонстрировали средний уровень развития творческих способностей, а 27% выраженных творческих способностей в ходе исследования не показали.

Диаграмма №38
Творческие способности обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по Центру)

На диаграммах №39-40 представлена выраженность различных показателей творческих способностей обучающихся по творческим коллективам ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».

Диаграмма №39
Представленность высокого уровня творческих способностей обучающихся
в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»
(в процентном соотношении по творческим коллективам)

Из диаграммы №39 видно, что больше всего обучающихся с высоким уровнем творческих способностей обнаружено в коллективах Шляхтунова М.А. («Мастерство публичных выступлений») – 58%, Туркина И.В. (Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников) – 53%, Кучерука Д.Г. (Фотостудия «Алмазный глаз») – 50%, Ляшкевич С.Я. («Обучение игре на шестиструнной гитаре») – 45%.
При этом, согласно диаграмме №40, наиболее высокие средние показатели оригинальности выявлены в коллективах Кучерука Д.Г. (Фотостудия «Алмазный глаз»), Кубаревой А.О., Силаева Я.А. (Ансамбль гусляров «Веселый перезвон») и Шляхтунова М.А. («Мастерство публичных выступлений»), а наиболее высокие средние показатели сложности – в коллективах Перфиловой Т.В. (Историко-литературный клуб «Путешествие во времени и пространстве»), Шляхтунова М.А. («Мастерство публичных выступлений») и Туркина И.В. (Черчение, инженерная графика, моделирование для школьников).

Диаграмма №40
Творческие способности обучающихся ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (средние значения по набранным баллам по коллективам, при максимуме - 4 балла)

Исследование мнения родителей о качестве образования и других характеристиках организации образовательных услуг в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»

В целях исследования мнения родителей о качестве образования и других характеристиках организации образовательных услуг в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в ходе анкетирования их просили оценить следующие параметры образовательной деятельности в Центре:
- результаты занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»;
- влияние занятий на развитие ряда психологических параметров (творческие способности, внимание и память, интеллект, умение общаться со сверстниками, организованность и самоконтроль, умение работать в коллективе сверстников);
- спектр образовательных услуг, предоставляемых учреждением (студий, коллективов и пр.);
- профессионализм педагогов;
- доброжелательность работников учреждения;
- материально-техническая оснащенность учреждения;
- санитарно-гигиенические условия;
- психологический климат, комфортность образовательной среды.
Кроме того, была исследована структура мотивации родителей при выборе дополнительных занятий, студий, секций и кружков для ребенка, а также способы ознакомления родителей с образовательными услугами, предлагаемыми ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».

Для выяснения родительской оценки результатов занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» им предлагалось ответить на вопрос «Заметны ли Вам результаты занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»?» (см. Диаграмму №41).
Согласно результатам анкетирования, 77% родителей результаты занятий заметны и соответствуют их ожиданиям, а для 19% родителей результаты занятий превышают их ожидания. При этом 4% родителей ответили, что либо «не замечают результатов занятий» (1%), либо «результаты занятий не соотвествуют их ожиданиям» (3%).

Диаграмма №41
Распределение ответов родителей на вопрос «Заметны ли Вам результаты занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»?» (в процентном соотношении)

Появление негативных родительских оценок результатов занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» требует более подробного изучения данного вопроса с целью выяснения возможных причин их появления. В связи с этим все участвовавшие в анкетировании родители были разбиты на 3 группы: родители, дети которых занимаются в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на платной основе; родители, чьи дети занимаются бесплатно; и родители, дети которых занимаются и платно и бесплатно.
Анализ удовлетворенности результатами занятий по этим трем группам представлен в диаграмме №42.

Диаграмма №41
Распределение ответов родителей на вопрос «Заметны ли Вам результаты занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»?» в группах родителей, чьи дети занимаются бесплатно, платно, а также бесплатно и платно (в процентном соотношении)

Из диаграммы видно, что больше всего негативных оценок результатов занятий было дано родителями, чьи дети занимаются как платно, так и бесплатно – 5,4%. Далее по количеству негативных оценок занятий следует группа родителей, чьи дети занимаются бесплатно - 3,2%. Меньше всего неудовлетворенных результатами занятий родителей (2,2%) и больше всего родителей, считаюших результаты занятий соответствующими их ожиданиям (89%), в группе родителей детей, занимающихся платно. При этом родители, не платящие за занятия, чаще склонны воспринимать результаты занятий как превышающие их ожидания (23%).
Таким образом, родители, чьи дети посещают разнообразные детские объединения в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», занятия в которых организуются как на бюджетной, так и на платной основе, - самая противоречивая и неоднородная по степени удовлетворенности результатами занятий группа. При этом наиболее удовлетворены результатами оказываются родители, платящие за занятия. Указанные психологические особенности восприятия результатов занятий рассмотренных категорий родителей необходимо учитывать при организации образовательных услуг.

В целях определения роли занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в психическом развитии обучающихся в ходе анкетирования родителям задавался вопрос «Как влияют занятия в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на развитие творческих способностей, внимания и памяти, интеллекта, умения общаться со сверстниками, организованности и самоконтроля, умения работать в коллективе сверстников?». Развитие указанных психологическох характеристик оценивалось по пятибальной шкале. Средние оценки степени влияния занятий на развитие указанных психологических характеристик представлены в Диаграмме№42.

Диаграмма №42
Средние оценки родителей степени влияния занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино на развитие творческих способностей, внимания и памяти, интеллекта, умения общаться со сверстниками, организованности и самоконтроля, умения работать в коллективе сверстников

Согласно полученным данным, по мнению родителей, наиболее положительное влияние занятия в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» оказывают развитие творческих способностей и умение работать в коллективе сверстников, а менее всего они влияют на развитие интеллекта и организованности, самоконтроля.
При этом анализ средних оценок рассматриваемых параметров психического развития по группам родителей, дети которых занимаются бесплатно, платно, а также бесплатно и платно, показывает, что наиболее положительное влияние на психическое развитие их детей отмечают родители обучающихся, занимающихся как платно, так и бесплатно. Родители, платящие за занятия в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», реже отмечают их развивающий эффект. Ниже всего они оценивают влияние занятий на развитие умений общаться со сверстниками и работать в коллективе сверстников.

Диаграмма №43
Средние оценки родителей степени влияния занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино на психическое развитие детей (по группам родителей, дети которых занимаются бесплатно, платно, а также бесплатно и платно)

Такие параметры деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», как спектр образовательных услуг, предоставляемых учреждением (студий, коллективов и пр.); профессионализм педагогов; материально-техническая оснащенность учреждения, санитарно-гигиенические условия, а также психологический климат, комфортность образовательной среды, доброжелательность работников учреждения оценивались родителями по пятибалльной шкале (см. Диаграммы №44-45).
Согласно результатам анкетирования, высокие оценки родители дают профессионализму педагогов (средняя оценка – 4,78), доброжелательности работников учреждения (средняя оценка – 4,71) и психологическому климату, комфортности образовательной среды (4,65), более низкие оценки – материально-технической оснащенности (4,18) и санитарно-гигиеническим условиям учреждения (4,42) и спектру образовательных услуг, предоставляемых учреждением (4,42).

Диаграмма №44
Оценка родителями обучающихся различных параметров деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (средние баллы)

Анализ процентного соотношения количества баллов по каждому параметру подтверждает и конкретизирует полученные результаты анализа средних баллов (см. Диаграмму №45).

Диаграмма №45
Оценка родителями обучающихся различных параметров деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (процентное соотношение оценок)

Из диаграммы видно, что оценки 1-3 (где 1 - совсем не удовлетворен; 2 – недостаточно удовлетворен; 3 – средне удовлетворен) чаще всего давались родителями таким параметрам деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», как материально-техническая оснащенность учреждения (12;4%), санитарно-гигиенические условия (6,7%), спектр образовательных услуг, предоставляемых учреждением (6,1%). Такие параметры, как профессионализм педагогов (1,3%); а также психологический климат, комфортность образовательной среды (2,3%), доброжелательность работников учреждения (3,2%), негативно оценивались родителями реже.
Сопоставление оценок родителями различных параметров деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», полученных в ходе анкетирования в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, свидетельствует о снижении удовлетворенности указанными параметрами в текущем периоде (см. Диаграмму №46), что может быть обусловлено включением в 2018-2019 учебном году в мониторинг качества образования обучающихся, занимающихся в Центре на платной основе, и их родителей.

Диаграмма №46
Оценка родителями обучающихся различных параметров деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2017-2018 и в 2018-2019 учебных годах (средние баллы)

Из диаграммы №47 видно, что наиболее удовлетворены рассматриваемыми аспектами деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» родители, дети которых занимаются в Центре на бюджетной основе. Родители же, дети которых занимаются только платно или и платно и бесплатно, дают более низкие оценки деятельности Центра.

Диаграмма №47
Средние оценки родителей различных параметров деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (по группам родителей, дети которых занимаются бесплатно, платно, а также бесплатно и платно)

Необходимо отметить, что в ходе анализа результатов исследования удовлетворенности родителей различными аспектами деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» были обнаружены корреляционные взаимосвязи родительских оценок ряда аспектов. Так, чем выше родители оценивают результаты занятий в Центре, тем выше они оценивают их влияние на развитие творческих способностей (умеренная связь), внимания и памяти (умеренная связь), интеллекта (умеренная связь), умения общаться со сверстниками (слабая связь), организованности и самоконтроля (умеренная связь), умения работать в коллективе сверстников (слабая связь), тем более они удовлетворены спектром образовательных услуг Центра (слабая связь), профессионализмом педагогов (умеренная связь), материально-технической оснащенностью учреждения (слабая связь), санитарно-гигиеническими условиями (слабая связь), а также психологическим климатом, комфортностью образовательной среды (умеренная связь). Анализируя полученные корреляционные взаимосвязи, можно заключить, что результаты занятий в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в понимании родителей в большей мере связаны с развитием творческих способностей, внимания и памяти, интеллекта, организованности и самоконтроля, нежели чем с умениями общаться со сверстниками и работать в коллективе. При этом обусловлены эти результаты в понимании родителей в большей мере профессионализмом педагогов и психологическим климатом, комфортностью образовательной среды ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».
При этом родители склонны связывать такие понятия, как спектр образовательных услуг учреждения, профессионализм педагогов, психологический климат, комфортность образовательной среды и материально-техническая оснащенность учреждения (заметная связь). Также в родительском восприятии близки (заметная связь) такие понятия, как психологический климат, комфортность образовательной среды и доброжелательность работников учреждения; доброжелательность работников и санитарно-гигиенические условия учреждения; психологический климат, комфортность образовательной среды и материально-техническая оснащенность учреждения; психологический климат, комфортность образовательной среды и профессионализм педагогов.
Указанные особенности восприятия родителями различных аспектов деятельности ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», необходимо учитывать как при организации работы Центра.

В 2018-2019 учебном году в рамках анкетирования родителям было предложено ответить на вопрос «Чем Вы руководствуетесь при выборе дополнительных занятий, студий, секций, кружков для ребенка?», присвоив обозначенным факторам выбора порядковые номера в зависимости от степени его влияния на их выбор, где 1 – наиболее важный фактор, 9 – наименее важный фактор. Усредненные результаты родительского ранжирования факторов выбора приведены в диаграмме №48.

Диаграмма №48
Факторы выбора родителями дополнительных занятий, ранжированные по степени значимости их для принятия решения (средние значения присвоенных родителям рангов)

Согласно результатам ранжирования, наиболее значимый фактор для принятия решения о выборе родителями тех или иных дополнительных занятий – интересы и увлечения самого ребенка, далее следует желание развить у ребенка те или иные способности, сформировать знания, умения навыки в определенной сфере. На третьем по значимости месте стоит личность и профессионализм педагога. Четвертое место делят атмосфера в коллективе сверстников и территориальное расположение места проведения занятий. Далее следуют возможность профессионального самоопределения ребенка (связь занятий с будущей профессией) и расписание дополнительных занятий. На последнем по влиянию на родительский выбор месте оказались рекомендации знакомых и отзывы о дополнительных занятиях.
Интересно проанализировать различия в структуре мотивации выбора дополнительных занятий между группами родителей, дети которых занимаются только платно, и платно и бесплатно, или только бесплатно (см. Диаграмму №49).

Диаграмма №49
Структура мотивации выбора дополнительных занятий
у родителей, дети которых занимаются бесплатно, платно, а также бесплатно и платно (средние значения присвоенных родителям рангов)

Из диаграммы видно, что для родителей, дети которых занимаются на платной основе, важнее, чем для других категорий родителей, наличие рекомендаций знакомых и отзывов о выбираемых занятиях, территориальное расположение места их проведения, интересы и увлечения ребенка и возможность его профессионального самоопределения. При этом социально-психологические характеристики детского коллектива, личность и профессионализм педагога, ведущего занятия, для них менее важные факторы, чем для остальных категорий родителей. Родители же обучающихся, занимающихся во многих детских объединениях как платно, так и на бюджетной основе, при выборе занятий в меньшей степени интересуются рекомендациями и отзывами, а также их профориентационными возможностями. Родители же детей, занимающихся в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» на бюджетной основе, при выборе занятий в меньшей степени руководствуются интересами и увлечениями детей, желанием развить у них те или иные способности, сформировать знания, умения навыки в определенной сфере, расписанием занятий и территориальным расположением места их проведения.
Указанные особенности мотивации выбора трех категорий родителей необходимо учитывать при организации образовательных услуг в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».
В целях исследования способов ознакомления родителей с образовательными услугами, предлагаемыми ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», родителям предлагалось ответить на вопрос «Каким образом Вы обычно узнаете о новых студиях, секциях, детских творческих коллективах в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»?», выбрав все подходящие варианты из восьми предложенных. Распределение ответов родителей в процентном соотношении от общего числа ответов представлено в диаграмме №50.

Диаграмма №50

Способы получения родителями информации об образовательных услугах, предлагаемых ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (в процентном соотношении от общего числа ответов)

Согласно данным в диаграмме, наиболее популярные способы получения информации об образовательных услугах, предлагаемых ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», - это получение ее на Дне открытых дверей в Центре (21% всех данных ответов) и из информации в холле Центра (объявления на стендах, папки записи и пр.) (21%). Далее по частоте встречаемости следуют ответы «На сайте Центра» (19%) и «От знакомых» (16%). Реже всего родители получают информацию об образовательных услугах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» из социльных сетей (3%) и средств массовой информации (1%).
Особенности путей ознакомления с образовательными услугами ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» родителей, дети которых занимаются только платно, и платно и бесплатно, или только бесплатно, представлены в диаграмме №51).

Диаграмма №51
Способы получения информации об образовательных услугах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», наиболее привычные для родителей, дети которых занимаются бесплатно, платно, а также бесплатно и платно (в процентном соотношении)

Наиболее популярные способы получения информации об образовательных услугах, предлагаемых ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино», - это получение ее на Дне открытых дверей в Центре (21% всех данных ответов) и из информации в холле Центра (объявления на стендах, папки записи и пр.) (21%). Далее по частоте встречаемости следуют ответы «На сайте Центра» (19%) и «От знакомых» (16%). Реже всего родители получают информацию об образовательных услугах ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» из социльных сетей (3%) и средств массовой информации (1%).

Скачать Публичный доклад руководителя «Итоги мониторинга качества образовательной деятельности в ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» в 2018-2019 учебном году»